2 КЛАСС
Анатолий Лядов. Волшебное озеро
Лядов очень любил это свое сочинение. «Как оно картинно, чисто, со звездами, и таинственно в глубине. А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная, как в сказке».
С детства многим знакомы русские народные сказки. Веками люди рассказывали своим детям добрые и нравоучительные истории, наполненные волшебством и фантастикой. Так и композитор Анатолий Лядов бесконечно преклонялся перед народным творчеством, которое вдохновило его на создание трёх миниатюр, то есть простых и коротких музыкальных произведений. Анатолий Константинович написал их для симфонического оркестра, и у каждой есть литературная тема. Лядов называл миниатюры «Сказочными картинками»: это оркестровые пьесы «Баба-Яга», «Кикимора»… Но самая необычная и таинственная — «Волшебное озеро».

Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий — и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит Вольге, что мужики в этих городах — разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.
Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придется взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает еще десяток молодцов, но и тем не удается выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.
Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.
Прокофьев. «Сказки старой бабушки»
Tales of an Old Grandmother, Op. 31
Четыре пьесы для фортепиано
В 1918 году, уже находясь в Соединенных Штатах Америки, Сергей Прокофьев написал небольшой, но поразительно вдохновенный цикл фортепианных пьес — «Сказки старой бабушки»
Трогательная задушевность, сердечная ласковость образов всех четырех «Сказок» объединяет их воедино. Все четыре «Сказки» выдержаны в темпе неторопливого рассказа, расписаны оттенками таинственной легендарности.
Первая «Сказка» (Moderato d-дорийский) начинается как бы переборами, «зачином» щипкового народного инструмента (типа гуслей или кантеле). Именно такого рода инструментальным сопровождением «гуслей звончатых» и начинался былинный распев или «сказ» в древней Руси.
Крайние разделы «Сказки» характерны покачивающимся, колыбельным ритмом, создающим образ рассказчика. Средняя часть изображает самую сущность таинственного повествования, типично «сказочную жуть»
Вторая «Сказка» (Andantino, fis-moll), написанная в натуральном миноре и использующая свойственную ему переменность, особенно тесно связана с русской народной протяжной песней, с ее колоритом нежной грусти и просветленного покоя. Пленительна мягкая теплота и хрупкость звучаний «Сказки».
Третья «Сказка» (Andante assai) — самая таинственная и легендарная, самая подлинно сказочная в цикле. Здесь и тревожные, несколько грузные басы с проходящими на их фоне убеждающими речитативами (начало), и сумрачные хроматизмы (середина). Гармонический язык насыщеннее и сложнее, чем в других «Сказках», и не лишен волшебной изобразительности.
Наконец, последняя, четвертая «Сказка» (Sostenuto, h-moll) прельщает, с одной стороны, эпической широтой запева (в начале), а с другой — экспрессивными интонациями (ход на большую септиму и фанфарные восклицания в середине).
Прокофьев "Сказки старой бабушки"
Музыка учит людей понимать друг друга
Закрепление темы "Средства музыкальной выразительности", повторение понятия "музыкальный лад".
Знакомство с композитором Д.Б. Кабалевским и его пьесами "Клоуны" и "Кавалерийская".
Музыка учит людей понимать друг друга
видеоурок
Два лада. Природа и музыка.
Добрый день, ребята.
Видеоурок "Два лада. Природа и музыка"
Лад - это согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками
Выделяют два основных музыкальных лада: мажор – весёлый бодрый характер мелодии, минор – грустный, печальный характер мелодии.
Произведение русского композитора Георгия Васильевича Свиридова "Весна. Осень" звучит сначала в мажоре (так как музыка рисует весну, светлую, тёплую, долгожданную), а затем появляется минор (так как осенью природа увядает, идут дожди, погода хмурится).
Вслушайтесь в музыку!
Почувствуйте смену характера, смену музыкального лада!
Всё в движении
Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, может ли существовать музыка без движения?
Нет. Музыка может изобразить в движении человека, животное, машину, дождь... Музыка отражает, изображает всё, что происходит вокруг нас, всё, что находится в движении, и падающие листья, и журчание бегущего ручейка, и бегущего человека, и спешащую машину… Так о чём же мы будем говорить на
сегодняшнем уроке? Мы будем говорить о движении в музыке. Тема нашего урока "Всё в движении".
«Попутная песня», которую Михаил Глинка посвятил родственнику братьев Кукольников Н.Ф. Немировичу-Данченко, является самым известным и самым исполняемым произведением из цикла «Прощание с Петербургом».
«Попутная песня», входящая в вокальный цикл «Прощание с Петербургом», является красочной жанровой зарисовкой, ярко отображающей впечатления Михаила Глинки от железной дороги, открывшейся в 1837 году и связывающей Санкт-Петербург и Павловск. Эта миниатюра, относящаяся к зрелому периоду творчества композитора, наглядно показывает, какого мастерства достиг композитор в выражении человеческих чувств, а также художественном изображении окружающего мира.
В данном задорном образце жизнерадостной лирики, Глинка, использовав разнообразные средства музыкальной выразительности, колоритно отобразил всё то, что связано с железной дорогой: гомон и сутолоку, радостное ожидание новых впечатлений и долгожданных встреч.
1. Просмотри видео урок "Всё в движении"
2. Послушай "Попутную песню" М.Глинки.
3. Какие чувства передаёт эта музыка? Что тебе помогает услышать характер движения?
Волшебный цветик семицветик
Добрый день, ребята!
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На Земле для нашей радости
Вечно музыка живет!
Наш «семицветик» - это не только семь нот, но и важные составные части, из которых музыка складывается.
Интонация – это основа мелодии
Мелодия -это душа музыки
Лад – мажор минор характер мелодии
Динамика сила звучания
Ритм – чередование сильных и слабых долей
Темп – скорость звучания
Регистр – высота звучания
Тембр – окраска звука
При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора
1. Запиши тему урока в тетрадь. Назови средства музыкальной выразительности.
2. Вспомни и спой Песню друзей. (в тетрадь записывать не надо)
3. Повтори Колыбельную Моцарта
Песня друзей
из м\ф "Бременские музыканты"
Музыка Геннадия Гладкова, слова Юрия Энтина
1. Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету, Тем, кто дружен, не страшны тревоги, Нам любые дороги дороги. На-на-на... 2. Мы свое призванье не забудем, Смех и радость мы приносим людям! Нам дворцов заманчивые своды Не заменят никогда свободы. На-на-на... 3. Наш ковер - цветочная поляна, Наши стены - сосны великаны, Наша крыша - небо голубое, Наше счастье - жить такой судьбою. На-на-на...
Песня друзей ссылка
Звучит нестареющий Моцарт!
«Достичь небес - это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми» - эти слова величайшего композитора В. А. Моцарта раскрывают его творческое кредо.
Добрый день, ребята. Мы с вами познакомимся с удивительным композитором, имя которого у вас у каждого на слуху — это венский композитор В. А. Моцарт. Вольвганг Амадей Моцарт прожил небольшую, но очень яркую жизнь. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец, Леопольд Моцарт, был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа Зальцбургского. Моцарт начал демонстрировать свои феноменальные музыкальные способности еще в возрасте трех лет. Он садился за инструмент и подолгу занимался подбором созвучий. Он повторял на клавесине музыкальные фрагменты пьес, которые слышал. Моцарт создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям. Для симфонического оркестра, композитор пишет крупное музыкальное произведение, которое называется СИМФОНИЯ. Послушайте фрагмент симфонии №40 Какой оркестр звучал? В симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек), композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ. - Какие инструменты услышали? - Какое настроение в музыке услышали? Симфония №40 Моцарта – шедевр классической музыки, гениальное творение, прославившееся своего автора на века. Она удивительна по своему содержанию, сочетает глубокую оперную драматургию и мотивы народного танца, тонкий и изысканный стиль звучания. Мелодия главной партии популярна во всем мире, является визитной карточкой творчества композитора.
Моцарт в своих сонатах и симфониях, операх и серенадах помогает развить удивительную чуткость к прекрасному. Человек, который с детства слушал Моцарта, никогда не окажется безучастен к красоте, будет отличаться чувством прекрасного и незаурядным талантом, конечно, если ничто не будет мешать ему раскрыться. Моцарт Колыбельная
Колыбельная Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит... Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни!
В доме все стихло давно, В погребе, в кухне темно, Дверь ни одна не скрипит, Мышка за печкою спит. Кто-то вздохнул за стеной... Что нам за дело, родной? Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни!
Сладко мой птенчик живет: Нет ни тревог, ни забот, Вдоволь игрушек, сластей, Вдоволь веселых затей. Все-то добыть поспешишь, Только б не плакал малыш! Пусть бы так было все дни! Спи, моя радость, усни! 1. Какие произведения Моцарта ты послушал сегодня? Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс. burakova@ekb55.ru "Картинки с выставки"
Видео урок "Картинки с выставки"ссылка В мультфильме "Картинки с выставки" режиссёра И. Ковалевской в исполнении замечательного пианиста Святослава Рихтера использованы две пьесы из фортепианного цикла М.П. Мусоргского "Картинки с выставки": "Избушка на курьих ножках", "Балет невылупившихся птенцов". Мультфильм "Картинки с выставки" Ещё одна пьеса из фортепианного цикла Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки" - "Рынок в Лиможе" в исполнении пианистки Влады Грякаловой. Вопросы и задания: Нарисуйте в тетради по музыке или на листе А4 иллюстрацию к любой прослушанной пьесе из фортепианного цикла Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки". Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс. Симфоническая сказка "Петя и волк" |
Вы уже знакомы с замечательным композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым.
Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев
в 1936 году сочинил симфоническую сказку "Петя и Волк".
В остроумной, живой форме композитор знакомит ребят
с тембрами различных инструментов симфонического оркестра.
ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.
Внимательно прочитайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нём говорится.
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако, к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Сказка называется «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра.
В симфоническом оркестре 4 группы инструментов:
- струнно-смычковая;
-деревянная духовая;
- медная духовая;
- ударная.
В струнно-смычковую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Духовая группа инструментов подразделяется на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты.
В деревянно-духовую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет и фагот.
В медно-духовую группу инструментов входят труба, валторна, тромбон и туба.
В группу ударных инструментов входят литавры, колокола, ксилофон (они имеют определённую высоту звука),
а также треугольник, барабаны, там-там, кастаньеты, тарелки и другие инструменты.
Посмотрите на таблицу "Музыкальные инструменты симфонического оркестра" и найдите все группы инструментов
Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, то есть каждый герой имеет свою музыкальную тему,
которую исполняет определенный инструмент оркестра или группа инструментов.
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
Подруга Пети - птичка, её лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.
Следующий персонаж сказки - утка, её тему исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».
Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один инструмент из семейства деревянно-духовых инструментов.
Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.
Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы.
И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка и стреляют. Выстрелы охотников исполняет группа ударных инструментов.
А именно литавры и барабаны.
Послушайте, как звучат лейтмотивы (темы) героев сказки.
Лейтмотивы сказки ссылка
Посмотрите на таблицу "Музыкальные инструменты симфонического оркестра" и покажите все инструменты, которые изображают героев сказки.
Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк».
А сейчас посмотрите мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева.
Постарайтесь услышать все тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки. Приятного просмотра!
3 четверть
Какое чудное мгновенье. Увертюра.Финал
Опера Руслан и Людмила
Михаил Иванович Глинка обратил внимание на поэму «Руслан и Людмила» еще при жизни великого поэта. Тогда же композитор и решил написать оперу на этот сюжет, что весьма заинтересовало Пушкина, который активно начал участвовать в обсуждении плана произведения. Однако внезапная гибель поэта прервала это сотрудничество. В дальнейшем над либретто работал К. Бахтурин, В. Широков и сам композитор. Кроме того, над текстом оперы поработали друзья Глинки – Н. Кукольник, на стихи которого было написано немало романсов, историк Маркевич и цензор М. Гедеонов. В результате проделанной работы, сюжет спектакля был сильно изменен. Так, на первое место вышло эпическое начало, а лирика сильно углубилась.

Эпическая опера из пяти действий получилась действительно внушительной. В ней восхвалялся героизм и настоящее благородство. Кроме того, беспощадно высмеивалась и критиковалась трусость, злоба и жестокость. Кроме того, это сказка, а значит главная ее идея – победа добра над злом. Еще одна отличительная особенность оперы – удивительная галерея образов, созданных Глинкой. Среди них встречается мужественный Руслан, трусливый Фарлаф, жестокий Черномор, добрый Финн и другие герои, отличающиеся своими яркими характерами.
Хор "Славься"
Сказка будет впереди. Музыкальный театр
Театр - это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.
В музыкальном театре можно посмотреть музыкальные спектакли, например, оперу , балет и другое. Спектакли ставит режиссёр, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижёр.
ТВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК
БОЛЬШОЙ ТЕАТР - самый знаменитый музыкальный театр в России в Москве. В нём лучшие музыканты, дирижёры, певцы и танцоры, режиссёры и художники участвуют в постановке опер и балетов.
Опера - это музыкальный спектакль, в котором главное пение.
Балет - это музыкальный спектакль, в котором главное танец.
Сказка — один из самых притягательных жанров для русских композиторов. Многие оперные и балетные шедевры написаны на сказочные сюжеты.
Как вы думаете, что такое афиша?
Афиша-это вывешиваемое объявление о спектакле, лекции, концерте .
Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети.
Об опере "Волк и семеро козлят"
Коваль "Семеро козлят" ссылка
Вопросы и задания
1. Посмотрите видео урок.
2. Какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре?
3. Послушайте Хор из оперы "Семеро козлят". Какой характер у этой музыки?
Обряды и праздники русского народа
Русские народные праздники основаны на обычаях и верованиях простого народа и связаны, прежде всего, со сменой времен года и значимыми этапами труда людей. В старину люди были очень зависимы от природы и поклонялись силам природы: солнышку, теплу, дождику, ветру и т.д. Особенно поклонялись земле-кормилице, называя ее земля-матушка. Труд людей был в основном сельскохозяйственным и тоже зависел от смены времен года и погодных условий, от благоволения сил природы. Поэтому Весну-красну после зимних морозов встречали радостно, весело, с хороводами, закличками, играми, забавами. Закончив сбор урожая, устраивали Осенины с угощением, плясками и разыгрыванием трудовых сценок. Не забывали наши предки и полюбоваться стройной березкой, провожая весну и празднуя приход лета.
Основой всех народных праздников являются обряды, главное место в которых занимает музыка. На праздниках звучит вокальная и инструментальная музыка разных жанров. Она выражает чувства и мысли людей, объединяет их в песнях и танцах.
В каждый из русских народных праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным праздничным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу праздновали в течение недели, шумно, разгульно, весело. На Масленицу устраивались пиры с непременными блинами, которых нужно было съесть как можно больше, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Песен на Масленицу пелось множество.
Понедельник – «Встреча»
В этот день встречали Масленицу, звали её, приглашали в гости.
Душа ль ты моя Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться.
Вторник – «Заигрыш»
С этого дня начинались самые разнообразные развлечения: народные гуляния, балаганные представления, катание на тройках, качелях, каруселях. А также пели песни, водили хороводы.
Среда – «Лакомка»
Чем же лакомились, угощались в этот день?
– Блинами
Во всех домах готовили самые вкусные блюда, в первую очередь блины. Каждая хозяйка держала в секрете свой секрет приготовления.
Четверг – «Разгуляй четверток» или «Широкий четверг»
Масленичное веселье в разгаре. Молодежь развлекалась штурмом крепостей, проводились кулачные бои – как «Один на один», так и «Стенка на стенку».
В этот день, как в прочем и в остальные дни Масленицы, парни искали невест, а девушки женихов.
Пятница – «Тёщины вечера»
Суббота – «Золовкины посиделки»
В эти дни ходили в гости к родственникам на блины.
Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой.
Везде светились огни балаганов, выступали раешники, продавали сладости, чай, блины.
Воскресенье – «Проводы», «Прощённый день»
Катание, песни, звук гармошки, шум и гам в последний день продолжались до вчера.
Вечером Масленицу провожали, вывозили за околицу и там сжигали. При этом пели.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты не в среду пришла,
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю недельку веселье.
Ты пришла с добром,
С хмельным пивом и вином,
Со блинами пирогами,
Да с оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазанные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось всесилье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
Как только начинали звонить к вечерне, веселье обрывалось.
После вечерней службы, все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных и знакомых.
Вопросы и задания
1. Посмотри видео "Проводы зимы"
2. Как празднуется праздник "Масленица"
3. Послушай масленичные песенки. Какой у них характер.
Запишите тему урока в тетрадь. Ответьте письменно на вопросы. Сфотографируйте и отправь по эл. почте. burakova@ekb55.ru
Музыка в народном стиле
Видео урок Музыка в народном стиле
Во многих произведениях композиторов можно услышать музыку, очень похожую на народные напевы и наигрыши. О таких сочинениях говорят, что они написаны в народном стиле.
С.Прокофьев "Ходит месяц над лугами"
Росиночка-Россия
Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть,
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса.
ПРИПЕВ:
Росиночка-Россия -
Похожие слова.
Росиночка-Россия -
Высокая трава,
Росиночка-Россия -
Широкие края.
Росиночка-Россия -
Родная ты моя.
2. Много разных песен есть,
Но от русской песни
В небо хочется залезть
И плясать, хоть тресни.
Пляшет девичья коса,
Пляшет девичья коса,
Где во поле роса.
ПРИПЕВ.
Вопросы и задания1. Посмотри видео урок "Музыка в народном стиле"2. Послушай произведения Прокофьева "Ходит месяц над лугами" и Чайковского "Камаринская"3. Выучи текст песни "Росиночка-Россия"
Трудно найти человека, который бы не любил Новый год.
С раннего детства Новый год является любимым, домашним праздником для каждого из нас. А между тем, всё имеет своё начало.
В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (самая длинная река). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены богини неба Мут и сына, бога луны Хонсу ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу целый месяц, что сопровождалось пением, танцами, весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.
На Руси Новый год раньше отмечали 1 сентября, но Петр Первый, вернувшись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января.
Ёлка – неотъемлемый атрибут зимних праздников – также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами.
Новый год
1. Слышишь, кто-то идет, к нам спешит по лесенке
И тихонько поет праздничную песенку?
Постучится в окно, постоит и спрячется,
Это Дедушка Мороз с нами дурачится.
Он трудился весь год, чтоб без опоздания
В новогоднюю ночь все сбылись желания.
Этот праздник чудес детям очень нравится,
Без подарков никто точно не останется.
Припев:
Вновь снежинок хоровод закружит на улице,
Кто-то ходит у ворот, сердится, ворчит.
Видно, это Новый год бродит за околицей,
Ярко в нашем доме елочка горит.
2. Дед Мороз весь наш дом разукрасит инеем.
На окошках узор акварелью синею.
Новый год настает, бьют часы с кукушкою
И сверкает салют звонкими хлопушками.
3. Пусть огнями горит елочка-красавица,
В новогоднюю ночь нам нельзя печалиться.
Этот праздник чудес нам не даст соскучиться,
Все желанья, мечты непременно сбудутся.
Вновь снежинок хоровод закружит на улице,
Кто-то ходит у ворот, сердится, ворчит.
Видно, это Новый год бродит за околицей,
Ярко в нашем доме елочка горит.
Попробуем ненадолго заглянуть в прошлое…преданье старины глубокой рассказывает нам об одной волшебной зимней ночи… Именно тогда в Вифлееме произошло величайшее чудо. В небе зажглась новая, яркая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец. Чудесные события, произошедшие той ночью, были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.
Рождество Христово (православное) – это единственный религиозный праздник, который стал в России государственным. С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник.
К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома. Начиналась вечеря – ужин.
По окончании вечери начиналось колядование. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски пели рождественские песни – колядки.
- Посмотрите видео урок
- Послушайте Рождественские колядки
Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан.
Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да
будет воля Твоя. Яко на небеси
и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь, и
остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником
нашим, и не введи нас во
искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь
«Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».
Эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.
У детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.
Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название
– Как услышали, что молитва, ведь нет слов?
– Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.
Сердце России там, где преподобный Сергий Радонежский. Если бы не он, никакой России вообще, никогда бы не было. А было бы множество маленьких слабых княжеств, с которыми никто никогда не считается.
У каждого православного человека есть свой небесный покровитель. Есть небесный покровитель и у нашей страны России. Это преподобный Сергий Радонежский.

Одним Сергий - утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому; правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.
В 1418г., спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием написано «Житие Сергия Радонежского». Житие – это описание жизни святого. Пишется уже после смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.
По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьёзным укладом жизни.

При рождении 3 мая святому Сергию Радонежскому было дано имя Варфоломей. В детстве ему трудно давалось учение. Однажды старец протянул ему часть святой просфоры. С радостью принял отрок этот благодатный дар. И с тех пор посланный Богом просветил ум Варфоломея.

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже был его брат Стефан. Стремясь к строжайшему монашеству вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди глухого Радонежского бора, где и построил около 1335г. небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре ушёл, не вынес тягот отшельничанья. Остался брат Варфоломей в полном одиночестве.
Позднее Варфоломей принял от игумена Митрофана постриг под именем Сергия. Было ему 23 года. Несколько лет погруженный в молчание, в полном одиночестве жил Сергий в лесу, усердно молясь, трудясь, постясь и скудно питаясь. И приходили к иноку дикие звери. Мимо кельи его пробегали стаи волков голодных, но не трогали отшельника. Забредали в дом его медведи. Делился инок с ними своим скудным пропитанием. Долгий пост, усердная молитва и тяжелый труд – таков удел пустынножителя.
Как-то раз у кельи увидел Преподобный Сергий перед своей хижиной огромного медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. С тех пор зверь стал часто приходить к жилищу, ожидая угощения. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение.

Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил детям «на благословенье».
Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжёлый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.

Сергий был тихим отшельником. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому.
Тяжелейшие пути нашей национальной истории. Несколько раз мы были на волоске от гибели как народ, как страна, и всякий раз избавление приходило как Божие чудо.

По версии жития, отправляясь на Куликовскую битву с Мамаем, князь Дмитрий приехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Силы были совершенно не равны. Князь по благословению преподобного одержал победу. Хотя это была не окончательная победа, но эта победа имела огромное духовное, нравственное и психологическое значение для народа. Русь поняла, что способна бороться и завоёвывать свою независимость.
Троице-Сергиева Лавра
Сергий пришёл на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушёл прославнейшим старцем. До преподобного на Маковце был лес, вблизи – источник да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковце стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырёх Лавр нашей Родины. Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками. И проникнутые духом его. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслажденья».
Имя и дела Преподобного Сергия Радонежского особо почитаемы в России. О его жизни писали богословы и историки, литераторы и искусствоведы. Композиторы и живописцы изображали образ Сергия в своих произведениях. Одним из таких живописцев является русский художник Михаил Нестеров, который посвятил образу Сергия целую серию картин. Самой известной является картина «Видение отроку Варфоломею».
Посмотрите видео урок
Русская земля богата святыми. Речь на уроке сегодня пойдет об одном святом – благоверном великом князе Александре Невском.
Он чувства сердца разделил
между Отчизною и Богом.
Он родился вначале 13 века г. в Переславле-Залесском и в течение почти восьми веков был и остается национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны. Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого Македонского, и не просто читал – палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла. Его юношеские годы протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытывал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань.
И в это тяжелое время правитель Швеции пришел с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал Александру сказать: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». У Александра была маленькая дружина, посылать за подмогой не было уже времени.
Князь собрал свою дружину и пошел помолиться в церковь. Ободренный духом, он вышел из храма и сказал всему народу: «Не в силе Бог, а в правде». Битва со шведами проходила на реке Неве. Победа русской дружины была решительной.
После этой победы Александра стали называть Невским.
Спустя два года к Новгороду приблизилось войско немецких рыцарей. И Александр Невский снова встал со своей дружиной на защиту Родины. Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: Ледовое побоище. С этого времени и до конца своих дней Александр Невский все силы отдавал Родине. Когда князь умер, митрополит Кирилл сказал: «Закатилось солнце земли Русской». Православная церковь причислила к лику святых Александра Невского в 1380 г. после победы над Золотой Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра.
Ратный и духовный путь Александра Невского воспет в летописях, легендах, сказаниях, в иконах, и произведениях художников.
2 четверть. урок 1.
Колокольные звоны России
Колокола называют русским чудом.
Колокольные звоны – это голос нашей Родины.
Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедах и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.
Набат - сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола.
Трезвон - праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звона.
Благовест (то есть Благая весть) — мерные удары в один большой колокол (в отличие от перезвона или трезвона), извещающие о начале богослужения.
Послушай как звучит пасхальный перезвон
Многие композиторы изображали колокольный звон с помощью инструментов симфонического оркестра.
Послушай, как звучит "Великий колокольный звон" М.П. Мусоргского.
Рассмотри картины русских художников. Какую музыку ты слышишь, глядя на эти картины?
Задание
Какие знаменитые колокола России ты знаешь?
Выпиши об одном из них 2-3 предложения в тетрадь.
Урок 8
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама
Посмотри видео урок
Видео урок ссылка
- Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.
Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни.
- У маленького Пети Чайковского тоже была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
- В сказках происходят разные чудесные события.
- Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка?
- Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
- О чем же рассказала вам эта сказка?
- Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
- Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка?
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.
Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства.
- Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
- Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.
Чайковский "Мама" ссылка
Урок 7
Марши
В музыке марша всегда слышна поступь, интонация шага. Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. В музыке тоже есть сильные и слабые доли.
Чередование сильных и слабых долей в музыке - это ритм.
Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. На свете существует много разных маршей – громких и тихих, веселых и печальных, написанных для взрослых и детей, игрушек и животных.
Среди музыки для детей, которую сочинили композиторы П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев, есть марши.
Послушай пьесы из "Детского альбома" П.И. Чайковского.
Все ли они являются маршами?
"Марш деревянных солдатиков"
"Похороны куклы"
Послушай пьесы из "Детской музыки" С.С. Прокофьева.
Все ли они являются маршами?
"Шествие кузнечиков"
"Ходит месяц над лугами"
"Марш"
"Ходит месяц над лугами"
"Марш"
Урок 6
Танцы танцы танцы
Сегодня мы с вами отправимся в страны, которые являются Родиной старинных танцев – Чехию, Вену и Россию.
Наверное, многие из вас думают, что полька - это польский танец. Но нет, ребята, этот танец появился именно в Чехии. Это чешский танец.
Полька – парный танец в быстром темпе. Ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу.
-В «Детском альбоме» П.И.Чайковского есть пьеса, которая называется «Полька».
Родиной вальса считается Германия, но популярным вальс стал именно в Вене.
Вальс считается бальным танцем!
Вновь обратимся к «Детскому альбому» Чайковского. Послушаем «Вальс». Ваша задача во время прослушивания произведения изображать движениями рук - плавные движениями, чувствуя ритм, также можно покачиваться корпусом.
Познакомимся с вами с русским народным танцем – Камаринская.
В основе этого танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки ставятся на пояс, затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
Урок 5
Природа и музыка
Давайте отправимся сегодня на необычную прогулку под пьесу «Прогулка» М. Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».
- Ребята, кому из вас известно, что такое сюита?
Сюита-это музыкальные произведения, которым характерны тесная связь с песней и танцем. Нередко сюиты составляются из музыки, написанной для балетов, опер или других театральных постановок.
4. Музыкальные инструменты Фортепиано
Название этого музыкального инструмента складывается из двух слокофьев ов: форте и пиано - фортепиано.
Петр ильич Чайковский и Сергей Сергеевич Прокофьев написали фортепианные пьесы для детей. Музыка рассказывает о событиях, произошедших в жизни ребенка в течение долгого дня - с утра до вечера.
П.Чайковский "Утренняя молитва"
Вопросы и задания
1. Послушай пьесы для фортепиано из "Детского альбома" П.Чайковского и "Детской музыки" С. Прокофьева.
2. Объясни значение слов:Форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист. Определи, как они связаны между собой.
3. Гимн России
Гимн
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова
Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
2. Здравствуй, родина моя, моя Россия
Видео урок Здравствуй, родина ссылка
"Здравствуй, Родина моя"
Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева
1. Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!
2. Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
3. Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
Здравствуй, Родина моя!
Здравствуй, Родина моя!
01. Мелодия
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – «Мелодия – душа музыки». Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Мелодия - это главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками. Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia", что означает пение, напев. Мелодия - главное выразительное средство в музыке. Вопросы и задания Послушай мелодию, которую сочинил русский композитор Модест Петрович Мусоргский . Какую картину она рисует?
Мусоргский "Рассвет на Москве реке" ссылка |


















Комментарии
Отправить комментарий