К основному контенту

3 КЛАСС


 

Итоговый урок. Музыкальные сокровища

Видеоурок Музыкальные сокровища


Прославим радость на земле


Видеоурок "Прославим радость на земле"

Добрый день, ребята. Есть мелодии, которые знает весь мир. Среди них мелодия из финала Симфонии №9 Людвига ван Беховена, написанная на текст "Оды  к радости" немецкого поэта Ф.Шиллера.

Ода в переводе с греческого - песня. Она исполнялась на народных праздниках, во время торжественных процессий, восхваляла героев-победителей.


 Тема радости удивительно проста и воспринимается как откровение. Голоса солистов, хора, оркестра объединяются, сливаются в едином порыве прославления радости. Тема преображается в песню, светлый гимн, героический марш, превращается в грандиозную картину массового ликования, торжества счастливого человечества. “Обнимитесь, миллионы!” — этим апофеозом завершается симфония, заставляя биться сердца слушателей в унисон с музыкой Л. Бетховена и словами Ф. Шиллера.



Людвиг ван Бетховен

 

Радость юной жизни пламя!

Новых светлых дней залог!

Мы, впивая сердцем пламя,

Входим в светлый твой чертог.

Сорван гнёт с границ ненужных,

Там, где всё живёт трудом.

Все творцы идей послушны

Под твоим большим крылом.

Радость светит нам в тумане,

Греет сердце в час невзгод.

Плен страстей нас в бездну манит,

Радость к солнцу нас зовёт.

Радость вспомнят все народы,

Гнёт седых веков забыв.

Из груди самой природы

 

Л.Бетховен "Ода к радости"

Русский композитор Д.Шостакович говорил: "Художник может показать миллионам людей то. что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества". В этом великая сила искусства.

Домашнее задание:

Запишите в тетрадь тему урока. Ответьте на вопросы:
1. Что такое Ода?
2. Определи исполнительский состав и характер произведения "Ода к радости"

 


Певцы родной природы

 Здравствуйте, ребята. 

Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной. 

И. Левитан

 

Видео урок "Певцы родной природы"

Э.Григ "Утро"

«ВРЕМЕНА ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО 
Пётр Чайковский Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

П.Чайковский "Март"

Люблю грозу

Домашнее задание: 

Запишите в тетрадь тему урока. Ответьте на вопросы:

В чём сходство произведений Э.Грига и П.Чайковского?


Люблю я грусть твоих просторов. 

Мир Прокофьева


 Добрый день, ребята. 

Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты волшебных звуков.

Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Поэт Константин Бальмонт как-то назвал композитора «солнечным богачом». «Действительно, солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи» (Геннадий Рождественский).

Осенью 1904 года в Петербургскую консерваторию поступал тринадцатилетний мальчик, Ha экзамен он принес с собой огромное количество сочинений, среди которых были оперы, симфонии, фортепианные пьесы. Мальчика звали Сережа Прокофьев. Музыку он начал писать с пяти лет и продолжал это делать всю жизнь, несмотря на трудности, которые выпадают на долю композитора, смело открывающего в искусстве новые миры. Музыка Прокофьева это, действительно, новый мир. 

Патриот России С.Прокофьев смотрим

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов, сборник под названием «Детская музыка»



 

С.Прокофьев "Шествие солнца" слушаем


За светлый и солнечный характер музыки композитора ещё при жизни называли Моцартом XX века. При этом солнечность Прокофьева многообразна:

Его музыка ярка, как солнце

Тепла, как солнце,

И земной шар она охватила, как охватывают его солнечные лучи.

На свой вопрос «Что вы думаете о солнце?» он вполне мог бы ответить:

«Солнце – это Я!»

 

Однажды он написал для детей специальную статью, которую поместил в журнале «Пионер» в 1939 году. Дело было так. Один мальчик прислал в этот журнал письмо с вопросом, может ли наступить мо­мент в развитии музыки, когда иссякнут все мелодии, все певучие сочетания нот? Сергей Сергеевич решил ответить на это письмо. Он утверждал, что мелодичес­кое творчество практически неисчерпаемо. 
Он призывал ребят: «...выучимся любить настоящую, хорошую му­зыку. А что такое настоящее хорошее? Это не пошлень­кие песенки, которые нравятся сразу, но назавтра надоедают так, что их невозможно слушать, а та музы­ка, корни которой лежат в классических сочинениях и народных песнях».

 

 Кантата "Александр Невский"

Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вышел фильм «Александр Невский» и, можно сказать, предрёк её исход. В фильме кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна воссоздан образ героического подвига выдающегося полководца и русского народа, стойкости и мужества в борьбе с жестокостью и вандализмом иноземных захватчиков.

Молодому полководцу было только 19 лет, когда он вновь одержал крупную победу над сильным и коварным врагом. Это была знаменитая Невская битва, состоявшаяся 15 июля 1240 года. Рыцари-крестоносцы, получив благословение Папы Римского на захват Руси и обращение русского народа в «истинную» веру, собрав огромную флотилию, высадились на нашей земле. Войско юного князя сумело разбить лагерь шведов, расположившийся у устья реки Ижоры. Интересный факт — главные силы русской армии в этом бою не принимали участие.

5 апреля 1242 года на Чудском озере этот хитроумный полководец устроил для рыцарей Ледовое побоище. Он был великолепным стратегом и тактиком, умело использовал против врагов особенности северных водоемов. Битва происходила на озере, ледяной покров которого в это время был уже тонким. Неповоротливых рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, русские воины заманили на тонкий лед.




 

Картина имела ошеломительный успех. Повествуя о событиях XIII века, битве на Чудском озере в 1242 году, она оказалась, тем не менее, удивительно современной и нашла отклик в сердцах зрителей. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев, а позднее кантату на материалах фильма.

 

Кантата – многочастное музыкальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра.

 О кантате Александр Невский

Произведение состоит из семи частей, каждая из которых имеет своё название.

С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский" слушаем

В четвёртой части «Вставайте, люди русские!» выражен призыв ко всему великому народу объединить силы, чтобы дать отпор врагам. Набатный колокол возвещает о тревожных событиях на фоне стилизованной дружинной песни. 
В середине части – плавная широкая мелодия, напоминающая былину. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» – звучит как лозунг на все времена. Под знамя защиты Отечества русский народ встаёт ради мирной жизни, свободы и счастья детей и внуков.

видео "Вставайте, люди русские!"

Ледовое побоище

Домашнее задание:

 

Запишите в тетрадь тему урока. Ответьте на вопросы:
1. Что такое кантата?
2. Какие произведения С.Прокофьева ты прослушал? Определи исполнительский состав и характер произведений.

При выполнении задания:

1. Записываем в тетради тему 

2. Ставим номер вопроса, отвечаем

3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора
 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. burakova@ekb55.ru

 


"Чудо музыка". Острый ритм-джаза звуки


Добрый день, ребята!

 Сегодня мы будем слушать музыку, и музыка эта необычная. Она — джазовая. 

Джаз — это название определенного вида популярной музыки, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки. 


 

    Началась история джаза в далекой Америке. Когда-то, очень, очень давно на больших кораблях привезли в Америку африканских негров – невольников. Оторванные от родины, разлучённые с близкими,  изнемогавшие от непосильного труда, чёрные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударяя по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.

Одна из основных характерных черт джаза — это его ритм. Джазовая мелодия сочетает элементы африканской и европейской музыки, но его гармония происходит в основном из Европы. Другая характерная черта джаза — импровизация. Это означает создание чего-то экспромтом, под влиянием минутного настроения. Большую часть джаза играют именно таким образом. 

 

 Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, без предварительной подготовки. Тут же исполняя сочинённое.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли с собой из Африки. Но шли годы,  и негритянские музыканты стали забывать музыку своих предков. Они стали исполнять музыку белых, но на свой лад – ритмично и свободно. Появились негритянские оркестры. Но бедные музыканты не знали нот, они играли и пели по слуху. Так же по слуху сочиняли музыку. Так появилась новая оркестровая музыка – джаз.

Духовные песни негров.

 

Негры Нью-Йорка и Нью-Орлеана никогда до сих пор не  слыхавшие многоголосного пения в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых.

     Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс  – духовные песни негров.

 

Послушайте пример Спиричуэлс - «Вернемся с Иисусом», фрагмент.  

Спиричуэлс ссылка



      Одна из  исполнительниц   спиричуэлс 
  Махалия Джексон

 

 Спиричуэлс – это, прежде всего, хоровой вид пения. Он часто сопровождался коллективными хлопками в ладоши и танцами. Другой вид музыки, который также лег в основу джаза - это блюз.


Блюз переводится как «уныние, меланхолия». Во время слушания, обратите внимание на характер музыки, исполнителей в сравнении с спиричуэлсом. 

Слушание Ареты Франклин - «Сегодня я пою блюз».

Блюз ссылка

По характеру музыка блюза более спокойная, протяжная, грустная.

  Если спиричуэлс исполняется хором, то блюз – это, прежде всего, сольный жанр.

 И еще один вид музыки, который оказал влияние на джаз – это регтайм. 

 


Луи Армстронг

Изумительный исполнитель, композитор, подлинный гений джаза.

Одной из самых популярных песен стала и «Привет, Долли!». Ее часто исполняют различные джазовые оркестры как инструментальную мелодию. Здесь Армстронг и поет, и играет на трубе. В этой песне обратите внимание на импровизацию, которая будет звучать в проигрыше. 

Слушание фрагмента песни «Привет, Долли!».

Хэлло, Долли 



Джазовый оркестр получили название джаз – бенд. Как правило, солирующими инструментами были корнет, труба и саксофон.

 

За многие годы джаз изменился и развился, но он сохранил свои основные качества. Одним из жанров музыки, внесших вклад в развитие джаза, был блюз. Джазовая музыка на треть имеет форму блюза. Блюзовыми являются более половины популярных произведений рок-н-ролла. Даже часть американской музыки стиля кантри и вестерн написана в блюзовой форме.         

Джаз — это стиль музыки, который постоянно изменяется, но сохраняет свои основные качества.

Весёлый регтайм ссылка


Домашнее задание:

 

Запишите в тетрадь тему урока. Ответьте на вопросы:

1. Основные характерные черты джаза.

2. Основные жанры джазовой музыки.

3. Какое из прослушанных произведений тебе больше понравилось? И почему?

 

Для тех кто любит слушать джаз

 

Карина поёт джаз

 

 


 

Добрый день, ребята. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена

"Симфония. Мир Л. Бетховена"

Л. Бетховен жил в конце 18-начале 19 века. 

Творческое наследие композитора велико: 

9 симфоний, 32 сонаты, опера "Фиделио", различные пьесы и многое другое.


 


Биография композитора.

Родился композитор в немецком городе Бонн в 1770 году.

Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина была дочерью придворного шеф-повара. Дед Людвиг служил в той же капелле, что и Иоганн, певцом. 

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант.

Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда, Луи Бетховена. Гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность. До Луи Бетховена в их семье все были простыми ремесленниками и пахарями. Бетховен говорил: «Я хочу доказать, что тот, кто поступает достойно и благородно, тем самым обретает в себе силу переносить несчастья».

Глухота, постигшая композитора, заставляла его постоянно искать путь общения с миром, с окружающими его людьми.

И музыка помогала ему в этом. Музыкальный мир композитора очень широк. 

В нем есть все: радость и скорбь, юмор и печаль, добро и зло, любовь и слезы.

Послушайте знаменитые произведения Людвига ван Бетховена! 

Постарайтесь их запомнить, и узнавать при следующей встрече с музыкой великого немецкого композитора!

О героической симфонии

Более подробно о биографии можно посмотреть ЗДЕСЬ

 

Симфония №3, "Героическая".

 

Познакомьтесь с рассказом композитора Д.Б. Кабалевского. 

Весной 1912 года газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг… В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе…

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора.

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство… 

Все музыканты судового оркестра "Титаника" играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...

 Послушай фрагмент 1 части симфонии (первые 3 минуты).

1ч. фрагмент

Симфония в переводе с греческого значит созвучие. Имеет 4 части. 

В единстве звуковых образов в ней раскрываются слушателям разные стороны жизни человека.


Послушай начало второй части "Героической" симфонии (первые 3 минуты).

2ч. Начало

Послушай фрагмент финала (4 часть) "Героической" симфонии №3 (первые 3 минуты).

Финал

Музыкальный мир композитора очень широк. Послушайте ещё несколько произведений Бетховена.

Соната №14, "Лунная" 


слушаем 1 часть с начало до 6 мин.

Лунная соната

Пьеса "К Элизе"

К Элизе

 

 

Солнышко зернышко

Соловьиным голосом льется песня - это весна

Распустила волосы и танцует где-то одна.

 

Припев:

А на небе солнышко -

Золотое зернышко,

Вдоль по небу катится,

За облаками прячется,

Озорной улыбкою в лето нас зовет за собой.

 

Все дождинки сброшены с неба - это просто вода,

Серые горошины, капли проливного дождя.

 

Припев:

Ливнями весенними

Только на мгновение

Небо рассыпается,

Снова улыбается

Солнышко лучистое в небе золотистым огнем.

 

А весна-проказница на опушке леса опять

За березкой прячется и не хочет лето встречать.

 

Припев:

А на небе солнышко -

Золотое зернышко,

Вдоль по небу катится,

За облаками прячется,

Озорной улыбкою в лето нас зовет за собой.

Домашнее задание:

1. Запишите в тетрадь тему урока и названия знаменитых произведений Бетховена, которые вы теперь знаете.


2. Как вы считаете, почему финал "Героической" симфонии называют "праздником мира", "народным праздником"?

 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.

burakova@ekb55.ru

 

 

Тема урока Симфоническая сюита "Пер Гюнт"

О сюите



Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в  удивительную, северную страну  Норвегию.

 



 

Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы.

О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ.

 

Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка,  сочиненная  для постановки спектакля, драмы, писателя  Генриха Ибсена под названием «Пер Гюнт». 

Сюита "Пер Гюнт" 

 

 


Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил в конце XIX века. В 1875 году крупнейший норвежский драматург Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к театральной постановке пьесы «Пер Гюнт».

Подробнее об истории создания ЗДЕСЬ

В настоящее время 8 наиболее популярных музыкальных композиций составляют 2 сюиты, в них вошли отдельные пьесы, в каждой по 4

В связи с тем, что это музыкальное произведение состоит из ряда пьес, оно получило название - симфоническая сюита «Пер Гюнт».

Запомни!

Сюита (фр. - ряд, последовательность) - это музыкальное произведение, 

которое состоит из самостоятельных, контрастных по характеру пьес, 

связанных друг с другом одной темой.

 Послушай пьесы из сюиты. Какие состояния души, переживания выражает музыка?

Подбери слова, которые наиболее точно передают характер музыки и твои чувства.

Перейди по ссылке и послушай пьесу Утро

Григ Утро

Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. 

Её герой, деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, попадает к злым троллям, которые внушают ему своё жизненное правило: «будь всегда доволен самим собой». 

За дурные поступки односельчане прогоняют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать. 

В деревне остаётся девушка Сольвейг, которая любит Пера и будет ждать его всю жизнь.

Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках.

В пещере горного короля

 

Сорок лет странствует Пер по разным странам. 

Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке.

Танец Анитры 


Несколько раз наживал он нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял. 

Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. 

Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему прощает. 

Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своём сердце.

 

Песня Сольвейг

Домашнее задание:

1. Записать в тетрадь определение "Сюита" и выучить наизусть.

2. Знать автора сюиты "Пер Гюнт".

3. Уметь определять на слух пьесы из сюиты "Пер Гюнт".

4. Тест-тренажёр по теме сюита "Пер Гюнт" здесь.


 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. 
burakova@ekb55.ru



Тема урока "Музыкальные инструменты. Скрипка. Флейта."

 

Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами флейта и скрипка.

 

Флейта - деревянный духовой инструмент.

Его название происходит от латинского слова "флатус" - дуновение.

О происхождении флейты сложены легенды. Вот одна из них.

 

Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс.
Она боялась некрасивого, колченогого Пана. 

Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. 

Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.

 

 http://pm1.narvii.com/6239/3999f8ca1a961314fb1b914f7db21a320e94e524_00.jpgЭто флейта Пана

 

 

Послушай и определи, как звучит голос флейты в "Шутке" немецкого композитора 18 века И.С. Баха

 

 

 

И.С.Бах Шутка 

 

 

 

https://lh6.googleusercontent.com/bDqf_UHs1SuUE5ApQFJtgPTrSUAbuejnKowGHNuZa2lWXQSJW1SCTrWU7PNipaqDf0BHDA1mLNPyMCnKoA2k7X2A-29zFuCAb9bxc19TyFCIETZHr3ftj49M4FOc4C6iz5JK6xvKqJg

 

 

Скрипка - струнный смычковый инструмент.

 

 

История происхождения: 
Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало итальянскую виолу.

 

 

Посмотри фильм из серии "Академия занимательных наук": Первые музыкальные инструменты. Звучание скрипки.

 Звучание скрипки

 

 

Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на народном празднике.

Послушайте норвежскую народную песню "Волшебный смычок"

 

 

 

Формы скрипки установились к XVI веку в Италии. Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

 

 

 

Известные скрипичные мастера: 

Николо Амати (1596 - 1684), 

Антонио Страдивари (1644-1737), 

Джузеппе Антонио Гварнери (1698 - 1744).

 

 

 

  

 

 

Знаменитые скрипачи:
Антонио Вивальди (Италия), 

Никколо Паганини (Италия), 

Иван Евстафьевич Хандошкин (Россия) 

Давид Фёдорович Ойстрах (СССР)

Леонид Борисович Коган (СССР) и др. 

 

 

Послушай, как звучит "Каприс" Н. Паганини в к/ф "Паганини: Скрипач дьявола" (2013)

в исполнении немецкого скрипача Дэвида Гарретта.

 

Н. Паганини "Каприс" 

 

 

Домашнее задание:

1. Запишите в тетрадь имена известных скрипичных мастеров и известных скрипачей мира.

2. Найдите стихи, рассказы, песни о скрипке и скрипачах.

 

 

 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.


burakova@ekb55.ru

 


 3 четверть 

 Музыкальные струменты. Скрипка.

Видео урок







Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины.



Флейта. Звучащие катины. Видео урок




Музыкальное состязание. Концерт

Видео Музыкальное состязание



Театр музыкальной комедии

Видео урок

Опере́тта (итал. operetta — уменьшительное от «опера») — музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии.

Родилась оперетта во Франции. Но особенно была популярна в 19 веке в самом музыкальном городе мира – Вене.

Во всем мире «королем вальсов» называют Иоганна Штрауса, австрийского композитора. Он написал самую известную во всем мире оперетту «Летучая мышь», в котором звучит один из самых прекрасных его вальсов.

Иоганн Штраус - австрийский композитор 19 века, дирижёр и скрипач. 

Он считается  «королём вальса», сочинил множество танцевальных произведений и популярных оперетт.

Штраус Вальс слушать

Оперетта закружила Европу в танцевальных ритмах и незаметно перелетела за океан, в Америку. Там она стала называться МЮЗИКЛОМ, что в переводе с английского означает музыкальный. В отличии от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой.


Штраус "Летучая мышь"

Мю́зикл — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыку, драму и хореографию.

 Содержание мюзикла «Моя прекрасная леди» американского композитора Фредерика Лоу похоже на историю Золушки: простая лондонская цветочница преображается в прекрасную леди.

Ф.Лоу "Моя прекрасная леди"

Оперетта - это музыкальная комедия, в которой действующие лица поют, танцуют, разговаривают. В отличии от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой.


Вопросы и задания

1. Что такое оперетта?

2. Что такое мюзикл?

3. Послушайте Вальс Штрауса, определите исполнительский состав и характер музыки.



Царит гармония оркестра

Видео Симфонический оркестр


Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) без определенной высоты звучания: кастаньеты,

тарелки, треугольник, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке  “нитке”.

б) с определённой высотой звучания: литавры, , колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Вопросы и задания

Назови группы симфонического оркестра. Какие инструменты входят в состав каждой группы?


Балет "Спящая красавица"

О балете "Спящая красавица"

Видео урок "Спящая красавица"

Петр Чайковский написал музыку к  балету на сюжет сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Именно музыка поможет нам почувствовать и пережить все происходящее в этой сказке. В балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.


Главные действующие лица балета: принц Дезире,  принцесса Аврора, король Флорестан, королева, злая фея Карабосс и добрая фея Сирень.

Как и в сказке у короля и королевы не было долго детей и вот,  королева родила дочь, которую назвали Аврора. На крестины Авроры были приглашены добрые феи, а злая Карабос рассердившись, сама пришла на крестины и наложила проклятье, что когда Авроре исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и умрет, а добрая фея Сирень, сказала, что она не умрет, а уснет.  Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старушка пряла пряжу, она ничего не знала об указе короля. Аврора уколола палец и уснула. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.

    Несмотря на то, что балет был создан на основе старинной французской сказки, музыка, написанная Чайковским, в своей лирической составляющей и эмоциональной насыщенности — абсолютно русская. В этом балете каждая музыкальная часть является ярким шедевром, развиваясь от сцены к сцене и завершаясь апофеозом торжества любви в форме большого адажио в финале спектакля.


Интродукция к балету "Спящая красавица"


Вальс


Вопросы и задания


1. Посмотрите видео урок.

2. Кто написал музыку  к  балету на сюжет сказки Шарля Перро «Спящая красавица»?

3. Послушайте "Интродукцию" и "Вальс". Какой характер в этой музыке?

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. burakova@ekb55.ru

Просьба писать в задании тему урока и класс




Моцарт Тоска по весне слушать

Текст песни «Тоска по весне»  
1.Приди о май и снова пусть
Рощи оживут

Под шум ручья лесного
фалки пусть цветут
С каким бы наслажденьем
Фиалку я сорвал
С каким бы упоеньем по лугу я гулял!


2.Ах лишь бы рощи эти о петь пышней
АХ милый май мы дети зовём тебя скорей
Пусть солнце нас болует фиалка пусть цветёт
Кукушка
пусть кукует и соловей поёт!

Опера "Садко". "Окиан - море синее".


Николая Андреевича Римского - Корсакого по праву считают композитором-сказочником. Он написал 15 опер и большинство из них на сказочные сюжеты. В основу оперы «Садко» композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта Садко, про волшебную силу его искусства.

Об опере "Садко"


Видео "Композитор сказочник"



Вступление «Окиан-море синее». Вступление представляет собой музыкальную картину моря и имеет подзаголовок «Окиан-море синее».

 Окиан - море синее ссылка

Если основная часть вступления рисует вполне реальный морской пейзаж, то в маленькой и очень поэтичной коде возникает лёгкий оттенок сказочности.  Эти причудливые гармонии как бы намекают на чудеса таинственного и прекрасного Подводного царства, таящегося в глубинах океана.

 Главные герои оперы Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.

Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

 По просьбе Волховы Садко заводит весёлую хороводную песню «Заиграйте, мои гусельки». Гибкая и упругая мелодия, начинающаяся удалым восходящим мотивом, проходит в цепи вариаций.





 Хороводная песня Садко ссылка





Опера "Снегурочка"

Видео урок 


Краткое содержание «Снегурочки»

опера Снегурочка

В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

Купава опозорена, и не может оправиться от горя. Соседи советуют ей идти к мудрому царю Берендею. Их философская беседа о том, стоит ли любить и верить, трогательна и сострадательна. Призвав Мизгиря на суд, Берендей не может решить дилемму: как можно против воли заставить человека любить? На что Мизгирь предлагает царю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды. С одного взгляда на нее царь понимает, кто перед ним стоит. Она – причина того, что Бог Ярило насылает на царство испытания. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки – влюбить ее в себя. Выполнить задачу берется Лель, пастух, поющий сладостные песни. Мизгирь упрашивает дозволения тоже попробовать.

Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

Римский Корсаков Снегурочка

Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.

Теперь Берендей уверен, что тяготы его народа позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливый освобожденный от проклятия народ, поющий гимн «Свет и сила, Бог Ярило!».

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера.  Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты»Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. Николай Андреевич Римский-Корсаков был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа. Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты. И в «Снегурочке» ему это удалось на славу.



Орфей и Эвридика

    Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. Греки сложили немало мифов, прославляющих всемогущую силу музыки. А что такое миф? Миф- это фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки. Вам знакома история о певце Орфее? Вот, послушайте!

Видео Глюк "Орфей и Эвридика"

Об опере Орфей и Эвридика фрагменты


Искусство Орфея обладало волшебной силой.

Миф - это фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним оперным произведением, в основе которого лежит сюжет древнегреческого мифа. Это опера немецкого композитора 18 века Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика».

В опере три действия.

1 и 3 действие происходят в земном мире, 2 – в преисподней.

1 действие – Орфей теряет Эвридику на земле;

2 действие - в преисподней, Орфей смягчает своим пением духов подземного мира, проходит в Элизиум и обретает Эвридику;

3 действие – Орфей не выдерживает испытание и снова теряет Эвридику.

Послушайте Хор Фурий. Фурии - злые ведьмы мрачного царства Аида.

Глюк Хор Фурий ссылка

Знаменитая опера «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка особенно ярко воспевает возвышенность чувств, преданную любовь и самоотверженность героев греческой мифологии. Античный сюжет, насыщенный драматическими элементами, является самым распространенным в опере и встречается в музыкальных произведениях многих композиторов.


Вопросы и задания

1. Что такое миф?

2. Послушайте "Хор Фурий". Определите исполнительский состав произведения и характер музыки.






Опера "Руслан и Людмила"

Видео урок Творчество М.И. Глинки

    Опера «Руслан и Людмила» - это практически первый спектакль, с которым знакомятся ученики детских музыкальных школ на уроках музыкальной литературы. Знаменитый «Марш Черномора» из четвертого действия хорошо знаком не только профессионалам, но и любителям музыки. Столько широкая полярность спектакля М.И. Глинки обусловлена тем, что он наполнен замечательной, лиричной и такой «русской» музыкой, сказочными, фантастическими образами и захватывающим сюжетом, основанном на произведении еще одного великого русского творца – А.С. Пушкина.




Действующие лица

Голос

Описание

Людмиласопрановозлюбленная Руслана, похищенная во время пира злым волшебником
Русланбаритонотважный витязь, отправившийся на поиски своей невесты Людмилы    
Ратмирконтральтоодин из соперников Руслана, князь хазарский
Фарлафбасвторой соперник жениха Людмилы, который также отправился на её поиски
Гориславасопранопленница Ратмира
Черномортенорзлой волшебник, похитивший прекрасную Людмилу
Наинамеццо-сопрановолшебница, пытающаяся помещать Руслану найти невесту
Баянтенорсказитель 
Финнтенордобрый старик

 Краткое содержание «Руслана и Людмилы»

опера Руслан и Людмила

На свадебном пиру Руслана и Людмилы происходит странная вещь, внезапно появляются два чудовища и уносят невесту, оставив всех гостей стоять в немом оцепенении. Безутешному отцу ничего не остается, как пообещать тому, кто отыщет Людмилу, отдать ее в законные супруги. На поиски отправляются три витязя: Руслан, Ратмир и Фарлаф.

Молодых и отважных воинов ждет много недоброжелателей и помощников на пути. Так, Руслан благодаря волшебнику Финну узнает, кто же похитил его возлюбленную, им оказался злой Черномор. Таинственный доброжелатель сообщает Руслану, что Людмила по-прежнему любит его и очень ждет, когда он вызволит ее из плена чародея.

    Не все витязи оказались на деле такими отважными, как Руслан. Фарлаф, несмотря на свой красивый басовый голос, на деле всего лишь обычный трус, который уже готов и вовсе отказаться от поисков. Ему на пути попадается волшебница Наина, желающая оказать помощь, и не допустить победы Руслана.

Следующий сказочный персонаж, попадающийся на пути главного героя – это громадная Голова, оказавшийся братом Черномора. Он передаёт отважному воину меч, с помощью которого можно победить злодея.

опера руслан и людмила

    Тем временем коварная волшебница Наина времени зря не теряла и хитростью заманила путников к себе в замок с помощью прекрасный дев и видений. Только благодаря помощи Финна им удается избежать погибели и разрушить колдовские чары. В смертельном поединке Руслана и Черномора, благодаря волшебному мечу, витязь одерживает победу и казалось бы, вот она победа! Но, коварный злодей заколдовал Людмилу и девушка спит непробудным сном.

    Руслан отправился вместе с ней и своими преданными друзьями в Киев. Но на поиски Людмилы отправлялся еще один трусливый воин, не забыли? Фарлаф дождался когда свита остановится на ночлег и выкрал девушку, поспешив скорее отправиться в Киев и получить долгожданную награду. Вот только расколдовать Людмилу под силу только Руслану, ведь у него есть волшебный перстень, врученный добрым Финном. Появившись по дворце, отважный воин разрушает чары Черномора, и все гости ликуют, прославляя отважного Руслана и его прелестную невесту Людмилу.

 



Интересные факты

  • Работа над оперой длилась около пяти лет.
  • Глинка рассказал, что комик Шаховский первым подал ему мысль написать оперу на одном из вечеров Жуковского.
  • Когда автор приступил к работе над произведением, еще даже не было либретто.
  • Интересно, что страна Лукоморье, в которой происходит действие, была изображена на картах XVI-XVIII вв. Это была местность в Сибири, расположенная на правом берегу реки Обь.
  • Долгожданная премьера спектакля была приурочена к шестилетию со дня первого исполнения оперы

Звучащие картины. Прощание с масленицей

    Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.

Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи.

Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца – горящие колеса, спускаемые с гор.

Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну-красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя.


Борис Кустодиев. Масленица



Певцы русской старины

Былина о Садко и морском царе
Святые земли русской. Княгина Ольга и князь Владимир

Посмотрите видео урок

Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и Его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.


Княгиня Ольга



Князь Владимир

Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы! 
Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили.

Величание - это молитвенное торжественное песнопение в честь святого.

Послушайте Величание Княгине Ольге






Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье

Видео урок

Сегодня мы встретимся с необычным и возвышенным. Прочувствуйте это в произведении Сергея Васильевича Рахманинова «Светлый праздник», фрагмент которого вы сейчас услышите.

-Что вы в ней слышали? (Колокольные звоны)

-Какое настроение у колокольного звона? (Праздничное)

 

-Сегодня мы будем говорить о чудесном празднике, но чтобы понять о каком, прослушайте стихотворение, в последней строчке которого скрывается ответ. Вы можете вместе произнести его в рифму.

 

Дождалась наша верба весны –

В Лету канули зимние сны!

Тянет к солнышку руки свои,

А в руках у неё посмотри:

Нежным пухом покрытые почки,

Словно тут на ветвях ангелочки

С нами праздника светлого ждут –

В каждом доме уж создан уют!

Ветки вербы пройдут освященье,

А потом уже, как украшенье,

Долго в доме их будут хранить,

Чтоб болезнь от семьи отводить.

Только вербу ломать я не буду –

Приглашу я к пушистому чуду

Всех друзей, чтоб устроить веселье

В праздник (дети все вместе) Вербное Воскресенье!












1 четверть


урок 9

Древнейшая песнь материнства

видео урок

    В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, и сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, о самом близком для каждого из нас человеке - о матери. Композиторы, художники, писатели всего мира воспевали женщину-мать. Тема материнства для многих вечная тема. Она волновала и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку.

видео Образ женщины-матери

Радуйся, Мария!", "Богородице Дево, радуйся" две молитвы - два музыкальных обращения к Богородице. Их авторы - Ф. Шуберт и С.В. Рахманинов. Давайте послушаем эти произведения, постараемся выявить интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность. Почувствуем красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы. "Аvе, Маria" 

Шуберт Аве Мария


урок 8


    "В детской". Игры и игрушки

    Видео урок

    «Детская» — так называется вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского на его собственные тексты. Образы маленьких героев и их окружение рисуют семь музыкальных картинок: «С куклой», «Кот Матрос», «В углу», «На сон грядущий» и др.



    Слушая эту музыку, мы словно заглядываем внутрь дома и наблюдаем сценки из жизни его маленьких обитателей.


        

    Подробнее о цикле "Детская" в видеоролике:

    Видео YouTube


    мелодия • речитатив • соло • интонационная выразительность

    Первая песня этого альбома — «С няней».

    • Послушай песню «С няней». Сколько в ней исполнителей? Кто главный рассказчик? Как музыкальные интонации подчёркивают выразительность речи каждого персонажа?

    Видео YouTube

    Поёт лауреат Международных конкурсов Мария Симакова (сопрано)
    Партия фортепиано - Ксения Рычкова
    Москва. Запись с концерта 27 января 2015 года.

    • Сравни песню М. Мусоргского с пьесами «Нянина сказка» П. Чайковского и «Сказочка» С. Прокофьева. Что их объединяет? Чем они различаются?

    Игры и игрушки

    Все дети любят играть. Девочки играют с куклами. Они с ними разговаривают, гуляют, танцуют, укачивают их. Мальчики играют с лошадками, машинками.

    • Послушай, как рассказывают об играх и игрушках пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки».
    • Как музыка помогает тебе понять, что солдатики игрушечные?
    • Подумай, на что похожи интонации пьесы «Болезнь куклы». Кто больше страдает — кукла или её хозяйка? Чем закончилась эта музыкальная история?
    • Придумай рассказ к пьесам «Детского альбома» П. Чайковского.

    песенность • танцевальность маршевость • фортепиано • аккомпанемент • солист

    М. Добужинский. Кукла

    • Послушай песню М. Мусоргского «С куклой» и спой её мелодию.

    • Найди в песне интонации колыбельной. Эти интонации сохраняются до конца пьесы? Кому подражает девочка? Укачала ли она свою куклу Тяпу? Что тебе рассказала об этом музыка?

    Видео YouTube


    • Разыграй эту сценку дома со своей куклой.


     

    мелодия • речитатив • соло • интонационная выразительность

    Первая песня этого альбома — «С няней».

    Вопросы и задания

    1. Посмотрите видео урок

    2.Послушайте песню «С няней». Сколько в ней исполнителей? Кто главный рассказчик? Как музыкальные интонации подчёркивают выразительность речи каждого персонажа?

       

      На прогулке

      Ты уже знаешь, что однажды по выставке художника В. Гартмана прогуливался М. Мусоргский. Под впечатлением увиденного и в память о друге композитор написал фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Вереница музыкальных картинок объединена главной темой («Прогулкой») — музыкальным автопортретом М. Мусоргского.

      Видео YouTube


      • Вспомни, какие «картинки» М. Мусоргского и В. Гартмана ты уже слышал и видел.

      сюита • музыкальная живопись

      Действие музыкальной сценки «Тюильрийский сад» происходит в одном из садов Парижа. У пьесы есть второе название — «Ссора детей после игры».

      • Послушай эту пьесу.

      Видео YouTube


      • Как композитор передал содержание пьесы, характеры детей? Дети гуляют одни или под присмотром нянюшек? Могла ли эта сценка произойти в Летнем саду Санкт-Петербурга или в Александровском саду Москвы? Почему?
      • Придумай сценарий к этой музыке.
      • Вспомни пьесу «Балет невылупившихся птенцов» из этой же сюиты и сравни её с пьесой «Тюильрийский сад». Найди в них общие интонации.

      Видео YouTube

      3 класс 1 четверть

      "В детской"

          Детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.





      Домашнее задание.

      1. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.
      2. Пополните свою музыкальную коллекцию: найдите в интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.Мусоргского.

       7 урок

       Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

      Портрет в музыке . Видеоурок ссылка

      На уроках музыки мы часто говорим о том, что музыка способна выразить не только чувства, мысли, характер человека, но и рассказать о них. Это называется в музыке - музыкальная выразительность.

      Сергей Прокофьев

          Сегодня мы  продолжим знакомство с произведениями русского композитора С. Прокофьева и на примере его персонажей увидим, какими возможностями обладает музыка, какими средствами она может изобразить человека. С. Прокофьев очень любил детей и посвятил им много чудесных страниц своей жизни. Одни его произведения непосредственно обращены к юным слушателям, другие предназначены для исполнения маленьким музыкантам. У Сергея Прокофьева есть несколько песен, написанных специально для детей.  Одна из них – «Болтунья», на стихи А. Барто. Все мы – разные. Одни – молчуны. Другие - любят поговорить, иногда на них говорят: «Болтуны».

      Следующая героиня из сказки французского писателя Шарля Перро «Золушка» получила вторую жизнь в балете «Золушка» С. Прокофьева. Все вы очень хорошо знаете сказку «Золушка» и ее героев. Вот что о Золушке говорил сам Прокофьев, когда писал свой балет: «Самую Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас. Я стремился, чтобы зритель не оставался равнодушным к горестям и радостям скромной, мечтательной Золушки». Послушаем фрагмент из балета «Золушка», который называется «Па- де-шаль», т.е. «Танец с шалью». Слушание фрагмента «Па-де-шаль» Вопросы обучающимся: -Какой вы представляете себе Золушку? -Какая музыка по характеру?

      Прокофьев "Золушка" "Урок танца" ссылка

      Вопросы и задания

      1.     С какими произведениями познакомились? 

      2.     Назовите автора этих музыкальных произведений. –

      3.     Какими средствами обладает музыка?

      4.      Нарисуйте рисунок к одному из произведений С. Прокофьева.


      Урок 6


      Урок 5






      Урок 4

      Кантата С. Прокофьева "Александр Невский".






      Урок 03. Виват, Россия. Кант.

       

      Здравствуте, ребята!

      Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая песня – кант. Слово это в переводе с латинского означает песня, пение и созвучно итальянскому слову «кантаре» - пою.

      Кант - это многоголосная песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения.

      Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие до нас канты безымянны. Этим они похожи на русские народные песни.

      Канты посвящались разным жизненным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших. Осуждали предательство и высмеивали глупость.

      При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия. Такие канты назывались хвалебными. Как правило, в них было слово «виват», что в переводе означает да здравствует.

      Видео урок  ссылка Виват, Россия. Кант.


      КАНТ" Радуйся Русско земле"

       

      Песня "Солдатушки, бравы ребятушки"

       

      Вопросы и задания: 

       

      1. Послушай и спой кант, сочинённый по случаю заключения мира между Россией и Швецией в 1721 году. В каком характере ты будешь исполнять этот кант?

      2. Послушай песню "Солдатушки, бравы ребятушки"


      Урок 02. 

      Природа и музыка

       

      Видео урок

      Природа и музыка

      Романс (испанское - песня, исполняемая по-романски, то есть по-испански) - сольная песня с инструментальным сопровождением.

      В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее - в сопровождении фортепиано.

      В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе.

       

      Послушай романс М.И. Глинки "Жаворонок"

      М.Глинка "Жаворонок"


      Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией.

        

      Послушай "Романс" Г.В. Свиридова.

      Г.Свиридов "Романс"

      1 урок

      Мелодия – душа музыки

      «Я желал бы всеми силами души, 

      чтобы музыка моя распространилась,

      чтобы увеличивалось число людей, 
      любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». 

                                                            

                                                            П.И. Чайковский


      Мелодия - душа музыки.

      Мелодия - это главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками.

      Видео ролик "Мелодия" ссылка

       

      Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia", что означает пение, напев.

      Мелодия - главное выразительное средство в музыке.

      Видео урок "Мелодия-душа музыки"ссылка

       

      Вслушайся в мелодию Четвёртой симфонии (2 часть) П.И. Чайковского.

       

      П.И.Чайковский Симфония №4 2 часть ссылка



      •Прочитай в облаке  чувств слова.

      •Подумай, какими чувствами наполнена музыка Чайковского?

       

      •Что ты представляешь, слушая эту музыку?



      Итак, мелодия - главное выразительное средство в музыке.

       

      Разучи песню "Родная песенка" композитора Юрия Чичкова на слова Петра Синявского.

      Чичков "Родная песенка" ссылка

       


      Текст песни "Родная песенка"

      1.     Льется солнышко веселое

      Золотыми ручейками

      Над садами и над селами,

      Над полями и лугами.

       

      Припев:

      Здесь идут грибные дождики,

      Светят радуги цветные.

      Здесь простые подорожники

      С детства — самые родные.

       

      2.     Тополиные порошицы

      Закружились на опушке,

      И рассыпались по рощице

      Земляничные веснушки.

       

      Припев.

       

      3.     И опять захороводили

      Стайки ласточек над домом,

      Чтобы снова спеть о Родине

      Колокольчикам знакомым.

       

      Припев.




      Мюзикл

      Ребята, сегодня мы продолжаем тему «В музыкальном театре» и познакомимся с новым музыкальным спектаклем .

      На протяжении нескольких веков композиторы сочиняли музыку

      к операм, балетам, но современные композиторы тоже пишут музыку, и не только для опер и балетов, а для новых музыкальных спектаклей- мюзиклов .

      Что такое мюзикл?


      В первую очередь мюзикл - музыкальный жанр, в котором

      соединены формы эстрадного искусства, драматического тетра,

      балета, оперы, бытового танца и изобразительного искусства.

      Мюзиклу подвластно многое: он может быть легкой комедией,

      может рассказать о жизни людей, может развернуть на сцене

      грандиозное эпическое действие, может быть рок-оперой или

      существовать в классических традициях.

      Жанр сформировался в США, в конце 19 в., как

      развлекательное музыкально-театральное зрелище, затем обрел

      более содержательные черты, способность решать серьезные

      драматургические задачи. Центром мирового мюзикла считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка


      Бродвей - это улица в Театральном квартале Нью-Йорка. На ней и вблизи располагаются 39 театров, считающихся основой американской культуры.


      Мюзикл быстро распространился по всему миру и полюбился зрителю.

      Одним из наиболее известных и любимых стал мюзикл американского композитора

      Ричарда Чарльза Роджера «Звуки музыки»


      Познакомимся с американским мюзиклом «Звуки музыки» Р.Роджерса, просмотрев видеофрагмент



      Предлагает сесть прямо и приготовиться к пению.

      Пропоём еще раз все вместе музыкальный фрагмент «до-ре-ми»

      ДО – НАШ ДОМ,НАШ МИЛЫЙ ДОМ

      РЕ – РЕБЯЧЬЯ БОЛТОВНЯ

      МИ – МИКСТУРА ПЕРЕД СНОМ

      ФА – ФАНТАЗИЯ МОЯ

      СОЛЬ – В СОЛОНКЕ НА СТОЛЕ

      ЛЯ - ЛЯГУШКИ ПОД КУСТОМ

      СИ – ВСЕГДА НА КОРАБЛЕ, ЧТО ЗОВЕТ ОБРАТНО В ДО


      В Россию мюзиклы пришли из Америки в 60-е годы 20 века и

      быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных

      музыкальных пристрастий.

      Среди самых известных мюзиклов советской России являются:

      «Орфей и Эвридика» ,«Юнона и Авось», «Волк и семеро козлят

      на новый лад», «Приключение Буратино» А. Рыбникова, «Приключения кузнечика Кузи» Ю. Антонова, «Мэри Поппинс, до свиданья !» М. Дунаевского.

      .


      В России мюзиклы назывались музыкальными фильма.

      Почему?

      Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это, скорее всего напевание, по - речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, выкрики, пение - шопот. Очень часто мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго.

      Самыми известными считаются мюзиклы Алексея Рыбникова «Приключения Красной шапочки » , «Приключения Буратино» . Песни из этих мюзиклов давно полюбились слушателям и знают их и взрослые и дети.


      Наш урок является путешествием в музыкальный театр, и поэтому я предлагаю познакомимся с мюзиклом «Волк и семеро козлят на новый лад» Алексея Рыбникова, п рослушав фрагмент 


      композитор Алексей Рыбников  


      Что же такое современный мюзикл?

      Это грандиозное шоу. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет декорациями, светом и звуком. Мюзикл – театр « лёгкого » стиля, запоминающийся, звонкий, яркий, пронизанный острыми ритмами. Всё в нём необычно и ярко. В мюзикле играют универсальные актеры, все они должны уметь петь и танцевать и быть драматическими актерами одновременно.


      Итак, наше путешествие в музыкальный театр мы завершаем, но я очень надеюсь, что это будет ваше не последнее путешествие, вы обязательно будете посещать театр, ведь это так интересно.

      «Карлсон, который живет на крыше»

      Рождерс "Звуки музыки"

      Современные стили и жанры

      молодежная музыкальная кульура

      Молодежная музыкальная культура

      Эгоцентричность рэперов демонстративно проявляется в обособлении речевой интонации и ритмической выразительности, в независимых дискотечных hip-hop party и эпатажном поведении.

      Отталкиваясь от западной модели, они хотят создать собственный российский оригинальный молодежный стиль, поэтому их субкультура не лишена поиска. Тем не менее, будучи замкнута в узком кругу преданных рэпу сверстников, она ревностно оберегает независимость своей художественной позиции.

      ТЕХНО. Эта субкультура опирается на авангардные искания в области современной музыки, направленные на экспериментирование с техно-звуком. Отсюда происходит разделение ее членов на «творцов» и «фанатов».

      Первые - это ее лидеры, которые увлечены творческими задачами и желанием повелевать музыкальным сознанием и вкусами диско-массы. Вторые - преданные поклонники «творцов» и техно-музыки, готовые подчиняться их музыкальному шаманству, чтобы получить психоделический эффект. Демаркацию по принципу «создание - потребление» усиливает тендер: юноши заняты составлением техно-композиций, активно осваивая западные музыкальные стили, а девушки, плохо разбирающиеся в хитросплетениях техно-жанров, испытывают лишь физическое наслаждение от подбора музыки ди-джеями.

      Одни не могут существовать без других, активно взаимодействуя, но одновременно сохраняя жесткую иерархичность. Естественно, что техно-материал предрасполагает к форме обмена музыкальной информации через Internet и месту консолидации своих участников на дискотеках. Однако субкультура техно не становится массовой, поскольку компьютерное звучание и поиск виртуальной образности обрекают ее на исключительность.

      ШАНСОН. Сугубо российская музыкальная традиция городских низов, нашедшая отклик в душах молодых людей стремящихся понять «настоящую» мужскую жизнь. Их объединяет желание быть ближе к старшим, чем к сверстникам, и потому они разделяют музыкальные увлечения своих отцов (дедов).

      Следуя за бардами, любители русского шансона высоко ценят «живой» звук. Это делает их активными слушателями концертов любимых исполнителей, но и обмен дисками циркулирует достаточно успешно, способствуя интеграции поклонников криминального музыкального фольклора. Одновременно, «лагерный» сюжет песен и подчеркнутая маскулинность отдаляют субкультуру любителей русского шансона от остальных представителей молодежного музыкального братства.

      ДЖАЗ В начале XX века афроамериканцы стали переселяться из деревень в крупные города (Чикаго, Новый Орлеан) в поиске работы. В первых негритянских ансамблях этих городов сложилась наиболее ранняя форма джазовой музыки (Диксиленд). В начале 30-х годов появился новый тип джазового оркестра Биг-бэнд в состав, которого входили три инструментальные секции: группа саксофонов, медная группа и ритм секция. Практикуемый ими стиль был более спокойный и простой, чем ранний джаз, получивший название свинг. Основные черты джаза -- основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и т. д. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки. Но некоторым музыкантам этот стиль показался слишком монотонным и скучным. Они стали экспериментировать в области джазовой гармонии и ритма. Что привело к появлению в 40-50 х.х. годах новых стилей, который коренным образом повлиял на образование поп-музыки

      КАНТРИ (от англ. country -- сельский, деревенский), развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США. Сложилась в начале 20 века. Вместе с ковбойскими песнями Запада -- «вестернами » -- приобрела популярность в городской среде под названием «кантри-энд-вестерн» (country and western, сокращенно С & W). В некоторых своих разновидностях -- например, в музыке «блюграсс» (bluegrass) -- обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой популярной музыки.

      ПАНК-РОК (англ. punk, букв. -- гниль), зародившееся во второй половине 1970-х гг. в Великобритании направление в рок-музыке, для которого характерны грязное звучание плохих инструментов, выразительный минимализм, не связываемый цензурой текстовой эпатаж и вызывающий имидж (рваная, грязная одежда; неряшливая прическа; ярко выраженное антиобщественное поведение). В 1976-78 панк-рок стал наиболее популярным, хотя и абсолютно некоммерческим течением, однако к началу 1980-х гг., проложив дорогу «новой волне», вернулся в клубы, откуда и началось его восхождение. Революция Панков имела целью возвращение к подлинно молодёжной музыке не предполагающее уход от грустной действительности, а выражающее реальное мироощущение молодых людей. Протест против современных форм рока.

      Реакцией на панк музыку стало появление в начале 1980-х годов нового спокойного сдержанного музыкального стиля. Практиковавшие его группы стали называть себя «Новыми романтиками». Некоторые из них, для создания имиджа и рекламы, стали использовать видео клипы. Эта яркая и дивная молодежная субкультура, представители которой ходят с индейскими ирокезами на головах, к сожалению, медленно, но уверено исчезают с улиц. А ведь не так давно, в восьмидесятых, они являлись грозной силой, которой своих внуков стращали бабушки. Истинные панки не могут работать. Они просто не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Мелкое воровство и попрошайничество - вот источники их дохода. А про посвящения в панки можно написать целую книгу .Например, могут сказать просидеть пару дней в помойке, вбить гвоздь себе в пятку. за каждое задание дается булавка. всего их 5.получив последнюю ты становишься равноправным панком

      ДИСКО-МУЗЫКА (англ. disco), музыкальный стиль, основу которого составляют упрощенный фанк и соул; также тип студийного саунда, получивший широкое распространение в поп-музыке второй половины 1970-х годов. Получил широкое распространение после выхода в свет кинофильма Р. Стигвуда Saturday Night Fever («Лихорадка в субботний вечер», 1977), в котором прозвучала музыка группы Bee Gees. Связан с творчеством ряда артистов (Bee Gees, Глория Гейнор, Донна Саммер, Village People и др.). Для ритма диско-музыки характерна определенная частота ударов (приблизительно 120 в минуту), в аранжировке особое значение приобретают синтезаторные эффекты при одновременной «инструментализации» вокала. С середины 1990-х годов диско-музыка стала переживать стилистическое возрождение в связи с общей модой на танцевальную музыку.

      РОК-МУЗЫКА (англ. rock music, от rock -- качаться, трястись). Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования (от любительских групп до профессиональных коллективов), техническое оснащение (применение электрического и электронного усиления и преобразования звука), экспрессия вокального и инструментального интонирования. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой. Особую роль, жанровый диапазон которой охватывал как сровнитьельно простые баллады, так и разнообразные песенные композиции приобрела бас гитара. Благодаря электроусилителю её партия превратилась в самостоятельной подвижный басовый голос и значительно усложнилась. Бас-гитара стала солирующим инструментом. Развитие рока вылилось в появление множества стилевых разновидностей этого музыкального течения, таких как хеви-метал и панк. Рок-музыка сформировалась в Великобритании и США на рубеже 1950-60-х годов. С момента своего появления рок-музыка часто становилась компонентом молодежной культуры, выражая свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем значительная часть рок-музыки находится в рамках «массовой культуры». Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, психоделический рок, панк-рок), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности (тяжелый рок), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и стилями (арт-рок, джаз-рок, фолк-рок и др.), месту в системе художественной культуры (рок-авангард, поп-рок, альтернативный рок). Важное значение для рок-музыки имеет визуальный фактор: манера поведения музыкантов, их стиль жизни, сценическое оформление рок-шоу, новые жанры визуальной подачи рок-музыки.

      РОКОПОПСОВИКИ. Музыкальная эклектика - основа этой субкультуры. Нестабильность подросткового возраста и эмоциональная подвижность приводят к частой смене музыкальных увлечений. Но рок остается в центре внимания в качестве символа молодежного протеста и источника музыкально-стилевых новаций. В тоже время, поп привлекает своей сентиментальностью и мелодичностью. Пожалуй, это единственная музыкальная субкультура, где ценится мелодическая выразительность.

      От остальных фанатов поп-музыки ее отличает критическое отношение к коммерческому шлягеру, особенно его поэтическим «шедеврам».

      Черты новаторства, озабоченность поиском новых звуковых решений не тяготят любителей поп-рока. Зачем? Если музыкальный мир так разнообразен. Нужно только интернализировать себя в нем. Конформность - основа стиля поведения, что делает их очень общительными. Для коммуникации используются любые источники (теле. и радиозаписи, интернет-сайты, собственные музыкальные коллекции) и разнообразные места (дискотеки, концерты, клубы, сэйшены). Таким образом, субкультура поп-рока грозит стать массовой.

      Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

      Вышепредставленная типология молодежных музыкальных субкультур наглядно репрезентирует тезис о значимости массовой музыки в качестве фактора внутригрупповой консолидации, ее способности влиять на становление индивидуальных стилей жизни. Одновременно, она обособляет молодежные сообщества и возникает достаточно сложная картина их взаимодействия.

      В интервью участники вполне определенно высказывались «за» или «против» конкретной музыкальной субкультуры, функционирующей в молодежной среде. Посредством социометрической процедуры, удалось установить, что не рокеры, а рэперы являются источником девиаций. При том, общение рэперов с любителями рокопопса и металлистами вызывает взаимное отторжение и становится наиболее конфликтным. Причиной является разность, можно сказать полярность музыкальных интересов этих подростковых команд. Однако жестоких столкновений все-таки не происходит, поскольку на родной почве рэперы осваивают совершенно иную тематику, тяготеющую к отечественной бардовской традиции, что объясняет внимание рэперов к русскому року и шансону.

      Субкультура русского рока оказывается весьма притягательной для всех молодежных музыкальных объединений, которые считают текст экзистенциональным толчком возникновения музыки: рэперы, скины, панки, любители русского шансона.

      Однако намечается и другой лидер - металлическое братство, к нему тяготеют фанаты техно, панки, скины, даже поклонники русского рока. Здесь нет противоречия, поскольку музыкальный язык «тяжелого» рока пронизывает композиции групп, почитаемых данными субкультурами. «Буфером» между двумя лидерами: субкультурой русского рока и субкультурой металлистов, выступает новое сообщество - рокопопсовики. Они тяготеют одновременно и к западному музыкальному материалу, и смысловой энергетике русского рока. В результате, реальное взаимоотношение молодежных субкультур, как и их подвидов, можно представить в виде функционирования двух пар «звезд», объединенных усилиями фанатов поп-рока.

      Итак, субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков.

      Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие к западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности.





      Праздники православной церкви. Вербное воскресенье

      Торжественно въезжает Иисус Христос в святой город Иерусалим. Он едет на ослике. (Это животное раньше считали символом мира.) Радостно встречает Иисуса толпа людей, восклицая: «Осанна! Слава в вышних Богу!» Дети приветствуют Его ветками пальм.

      У нас на Руси не растут пальмы, поэтому Иисуса Христа в этот день встречают веточками вербы — символом наступления весны. Этот церковный праздник на последней неделе перед Пасхой называется Вербным воскресеньем.

      В честь этого праздника в церкви поют торжественные молитвенные песнопения — величания. Они напоминают старинные распевы Древней Руси. 

      Послушайте песню "Вербочки"  композитора А. Гречанинова на слова АБлока.


      Мальчики да девочки
      Свечечки да вербочки
      Понесли домой.
      Огонёчки теплятся,
      Прохожие крестятся,
      И пахнет весной. 


      Ветерок удаленький,
      Дождик, дождик маленький, 

      Не задуй огня!
      В Воскресенье Вербное
      Завтра встану первая
      Для святого дня.


      Мусоргский Пляска персидок

      Народная музыка в творчестве европейских и русских композиторов

      И.Штраус "Русский марш"

      "Русский марш принадлежит к той группе сочинений, которой венский маэстро очаровывал публику на серии благотворительных концертов в Санкт-Петербурге в 1886 г. Эта поездка по приглашению российского общества Красного креста и общества попечительства над детьми стала его последним приездом в Россию  Появление венского маэстро в Санкт-Петербурге в 1886 г. вызвало "штраус-лихорадку"; магазины продавали портреты, бюсты и статуэтки композитора-дирижёра.
      Местом проведения благотворительных концертов Штрауса стал просторный манеж кавалергардского полка в Санкт-Петербурге, а музыку играл оркестр русской императорской оперы в 80 человек. 

      И. Штраус "Русский марш"

      Композитор исполнитель слушатель


      Комментарии

      Популярные сообщения из этого блога