Словарь музыкальных терминов
Аккорд (ит. accordo, фр. accord - согласие) - созвучие, звучание нескольких
(не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно.
Ария (ит. aria - песня) - развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате,
исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
Балет синтетический вид искусства - крупный музыкалъно-хореографический
жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также
пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном
оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных
танцевальных сцен является иногда частью оперы.
Баллада (фр. ballade, ит. ballare - танцевать) - первоначально название
провансальской (Франция) плясовой песни; затем - литературно-поэтический жанр,
связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала
XIX века Баллада - обозначение вокальных и инструментальных пьес
повествовательного склада.
Баритон (греч. barytono - тяжелозвучный) - мужской голос среднего между басом
и тенором регистра; другое название - высокий бас.
Баркарола
Баркарола (от ит. barca - лодка, barcaruola - песня лодочника) - род песни,
распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес
созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом;
размер 6/8. Другое название Баркаролы - гондольера (от ит. gondola -
венецианская лодка).
Бас
Бас (ит. basso - низкий, греч. basis - основа) - 1. Самый низкий мужской
голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов
(виолончель, контрабас, фагот и т. д.).
Болеро
Болеро (исп. bolero) -
испанский танец, известный с конца XVIII века, умеренно быстрого движения,
сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.
Вальс (фр. valse, нем.
Walzer) - танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных
танцев. Вальс танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8,
темп различный - от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым
образно-выразительным возможностям Вальс получил с середины XIX века широкое
распространение не только как танцевальный и концертный жанр, но и как важная
составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерных - сольных и
ансамблевых произведений.
Вариации (лат. variatio - изменение) - музыкальное произведение, основанное на
постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный
образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.
Виртуоз
Виртуоз (ит. virtuoso - букв. доблестный, мужественный) -
музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом,
легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность -
мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная
музыка - музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего,
эффектного исполнения.
Вокализ
Вокализ (от лат. vox - голос) - музыкальная пьеса для пения без слов, чаще
всего представляющая собой учебное упражнение; иногда Вокализ имеет художественное
значение.
Вступление
Вступление - начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо
вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального
представления.
Гавот
Гавот (фр. gavotte) - старинный французский танец народного происхождения;
впоследствии, с XVII века вошел в придворный обиход, в XVIII веке занял место в
танцевальной сюите. Музыка Гавота энергичная, умеренно быстрого движения,
размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.
Гармония
Гармония (греч harmonia - соразмерность, согласованность) -
1. Одно из выразительных
средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их
последованиями, сопровождающими основную мелодию.
2. Наука об аккордах, их
движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при
характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т.
д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или
иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского»,
«романтическая гармония» и т. д.).
Гимн
Гимн (греч. hymnos) - торжественное хвалебное песнопение.
Гусли
Гусли (от древнерусск. гусель - струна) - старинный русский народный
инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты
металлические струны. Игрой на Гуслях обычно сопровождалось исполнение былин.
Исполнитель на Гуслях - гусляр.
Деревянные духовые инструменты
Деревянные духовые
инструменты - общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с
разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью
альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями
кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот).
Деревянные духовые инструменты используются также в духовых оркестрах,
различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой
партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки,
размещаясь в указанном выше порядке.
Динамика (от греч.
dynamikos - силовой) - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени
напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика
развития»).
P P –пианиссимо очень
тихо
P -пиано тихо
mp – меццо форте
Mf –меццо форте
F –форте громко
Ff фортиссимо очень
громко
Драматургия музыкальная - совокупность принципов построения и развития
музыки оперы, балета, симфонии и т. п. с целью наиболее логичного,
последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного
замысла.
Духовой оркестр
Духовой оркестр - оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и
ударных инструментов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью.
Духовые инструменты
Духовые инструменты - инструменты, различные по форме, величине и
материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат
благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу
звукоизвлечения Духовые инструменты разделяются на медные и деревянные духовые
инструменты. К числу Духовых инструментов принадлежит также орган.
Дуэт
Дуэт (от. лат. duo - два) - оперный или камерный ансамбль двух участников.
Жанр
Жанр (фр. genre - тип, манера) - 1. Вид музыкального произведения,
определяемый по различным признакам: по характеру тематики (например, Жанр
эпический, комический), природе сюжета (например, Жанр исторический,
мифологический), составу исполнителей (например, Жанр - оперный, балетный,
симфонический, вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения
(например, Жанр концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (например,
Жанр романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2.
Жанровый (в музыке) - связанный с характерными чертами народных бытовых
музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена - бытовая сцена.
Импровизация
Импровизация (от лат. improvisus - непредвиденный, нечаянный) - творчество
в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также
характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных
эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
Канон - (гр. kanon —
норма, образец, правило) — 1. Многоголосное произведение, в котором все голоса
исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос
называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами.
Камерная музыка
Камерная музыка (от ит. camera - комната) - музыка для солирующих
инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в
небольших концертных залах.
Квартет
Квартет (от лат. quartus - четвертый) - оперно-вокальный или
инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.
Квинтет
Квинтет (от лат. quintus - пятый) - оперно-вокальный или инструментальный
ансамбль пяти участников.
Кода
Кода (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального
произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его
основную идею, господствующий образ.
Композитор
Композитор (лат. compositor - сочинитель, составитель, создатель) - автор
музыкального произведения.
Концерт
Концерт (от лат. concertare - состязаться, ит. concerto - согласие) - 1.
Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное,
произведение для солирующего инструмента с оркестром, блестящее, эффектное,
обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях
приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания
к симфонии.
Кульминация
Кульминация (от лат. culmen - верх, вершина) - момент высшего напряжения в
музыкальном развитии.
Либретто
Либретто (ит. libretto - тетрадка, книжечка) - полный литературный текст
оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Либретто -
либреттист.
Мелодия (греч. melodia - пение песни
от melos - песнь и ode - пение) - основная мысль музыкального произведения,
выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной
выразительности.
Менуэт (фр. menuet) - старинный французский танец, первоначально народного
происхождения, в XVII веке - придворный танец, в конце XVIII века введен в
симфонический цикл. Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений;
размер 3/4.
Меццо-сопрано
Меццо-сопрано (от ит. mezzo - срединный и soprano) - женский голос, по
регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто.
меццосопрано в хоре - то же, что альт.
Мотив
Мотив (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1.
Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков
мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В
общераспространенном значении - напев, мелодия.
Ноктюрн
Ноктюрн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название
сравнительно небольших инструментальных (редко - вокальных) пьес
лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.
Опера
Опера - синтетический вид искусства, включающий пение и танцы,
сопровождаемые оркестровой музыкой, драматическое действие, а также
живописно-декоративное оформление.
Оперное произведение
слагается из сольных эпизодов - арий, речитативов, а также ансамблей, хоров,
балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт,
интродукция). Опера делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр Опера
распространилась в Европе в XVII веке, в России - с середины XVIII века.
Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и
идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская,
Опера-буффа, Опера комическая, Опера лирико-драматическая, Опера лирическая
французская, Опера нищих, Опера-сериа, Опера эпическая, зингшпиль, музыкальная
драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития Опера стала
наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального
искусства.
Оперетта
Оперетта (ит. operetta - маленькая опера) - театральное представление,
сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами,
ведущее свое происхождение от комической оперы XVIII века. Европейской Оперетте
XIX века свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто
развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве
Оперетта чаще именуется музыкальной комедией.
Оратория
Оратория (от лат. oratoria - красноречие) - крупный вокально-симфонический
жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения
хором, солистами-певцами и оркестром. В основе Оратории лежит определенный
сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной
жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет Оратории
воплощается в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых номеров, иногда
разделяемых речитативами.
Орган
Орган (от греч. organon - инструмент, орудие) - самый крупный из
современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на
протяжении многих веков. Орган представляет собой систему труб, звучащих
благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом.
Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной
высоты и тембра. Управление Органом осуществляется при помощи клавиатур, ручных
(мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных
переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания Орган
соперничает с симфоническим оркестром.
Оркестр
Оркестр (от греч. orchestra - в древнегреческом театре место перед сценой,
на котором размещался хор) - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей,
предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие
от ансамбля, некоторые партии в Оркестре исполняются одновременно несколькими
музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов Оркестры
разделяются на симфонические оркестры, духовые, народных инструментов,
эстрадные, джазовые и др. оркестры. Оперный Оркестр, так же как симфонический,
состоит из четырех основных групп инструментов - групп деревянных духовых,
медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые
единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка
фортепиано, гитара и др.).
Партитура
Партитура (ит. partitura - деление, распределение) - нотная запись
ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки,
требующей многих исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством
входящих в нее партий - инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые
располагаются в определенном порядке.
Песня
Песня - основной вокальный жанр народного музыкального творчества и
родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для Песни характерно
наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей
обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не
отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие
песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада
музыкального мышления.
В узком смысле Песня -
небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой
и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также
инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.
Подголосок
Подголосок - более или менее самостоятельная мелодия, сопровождающая в
многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых Подголосков - характерная
особенность русской народной хоровой музыки.
Полифония
Полифония (от греч. poly - много и phone - голос, букв, многоголосие) - 1.
Одновременное сочетание двух или нескольких независимых мелодий, обладающих
самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического
склада, то же, что контрапункт.
Прелюдия
Прелюдия, прелюд (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление,
введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду, сцене оперы, балета и
т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес
различного содержания, характера и построения.
Развитие музыкальное
Развитие музыкальное - движение музыкальных образов, их изменения,
столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной
жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в
окружающей реальной действительности. Развитие музыкальное - важный фактор
музыкальной драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее
существенные части повествования. Развитие музыкальное осуществляется с помощью
разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все
средства музыкальной выразительности.
Реквием
Реквием (от лат. requiem - покой) - монументальное произведение для хора,
солистов-певцов и оркестра. Первоначально Реквием - траурная католическая
месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Реквием утратил
ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски
значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими
чувствами и большими мыслями.
Ритм
Ритм (от. греч. rythmos - мерное течение) - организация музыкального
движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых
долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется
тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Ритм - важное
выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и
разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения
человеческого тела.
Романс
Романс (фр. romance) - сольная лирическая песня с инструментальным
сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным
содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента.
Вокальная мелодия Романса нередко включает элементы речитатива.
Рондо
Рондо (фр. rondeau от ronde - круглая, название старинной французской
хоровой песни) - форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких
(не менее трех) контрастных эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся
первым эпизодом (рефреном).
Симфония
Симфония (от греч. symphonia - созвучие) - монументальное произведение для
оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIII века. Симфония, как
правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в
которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство
настроений и конфликтов. Первая часть Симфонии обычно имеет
конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей
предшествует медленное вступление. Вторая - лирическая распевная, проникнутая
настроениями раздумья. Третья - менуэт, скерцо или вальс - в оживленном
танцевальном движении. Четвертая - финал, наиболее быстрая, часто праздничного,
приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения.
Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический
цикл.
Скерцо
Скерцо (ит. scherzo - шутка) - небольшое инструментальное или оркестровое
произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом,
иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIX века Скерцо вошло в
симфонический цикл, заняв в нем место менуэта.
Соло
Соло (ит. solo - один, единственный) - самостоятельное выступление одного
исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для
ансамбля или оркестра. Исполнитель Соло - солист.
Соната
Соната (от ит. sonare - звучать) - 1. В XVII веке - название любого
инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIII века -
название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или
четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих
чертах аналогичный симфоническому.
Сопрано
Сопрано (от ит. sopra - наверху, выше) - самый высокий женский голос.
Сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.
Сюита
Сюита (фр. suite - ряд, последовательность) - название многочастного
циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста
и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в
симфоническом цикле. Обычно Сюита представляет собой ряд танцев или
описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда - извлечение
из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты,
кинофильма).
Тарантелла
Тарантелла (ит. tarantella) - очень быстрый, темпераментный итальянский
народный танец; размер 6/8.
Тема музыкальная
Тема музыкальная (греч. thema - предмет рассказа) - основная, подлежащая
развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной,
рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).
Тембр
Тембр (фр. timbre) - специфическое качество, характерная окраска звука
голоса или инструмента.
Темп
Темп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в
музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго
(largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante),
умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро
- престо (presto). Иногда Темп определяется ссылкой на общеизвестный характер
движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIX века Темп
обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных
длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы
или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном
цикле - allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).
Тенор
Тенор (от лат. tenere - держать, направлять) - высокий мужской голос. Тенор
подразделяется на лирический и драматический.
Терцет
Терцет (от лат. tertius - третий) - оперно-вокальный ансамбль трех
участников. Другое наименование Терцет - трио, используется также для
обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.
Трио
Трио (ит. trio от tre - три) - 1. В вокальной музыке то же, что терцет. 2.
Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше, вальсе,
менуэте, скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина
возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел
исполнялся тремя инструментами.
Увертюра
Увертюра (фр. ouverture - открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса,
исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах
произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею.
2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто
относящегося к программной музыке.
Фактура
Фактура (лат. factura - букв. деление, обработка) - строение звуковой ткани
музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или
полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.
Фантазия
Фантазия (греч. phantasia - воображение, вообще вымысел, выдумка) -
виртуозное произведение свободной формы. 1. В XVII веке импровизационного
характера вступление к фуге или сонате. 2. Виртуозное сочинение на темы
какой-либо оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio - переписывание)
или парафраза (от греч. paraphrasis - описание, пересказ, перефразировка). 3.
Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим
характером музыки.
Форма музыкальная
Форма музыкальная (лат. forma - внешний вид, очертания) - 1. Средства
воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию,
полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы
построения или Форма в узком значении. 2. Форма музыкальная в узком значении -
исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных
произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов,
определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее
распространенными являются Форма трехчастная, куплетная, вариационная, рондо,
сонатная, а также Форма построения сюитного, сонатного и симфонического циклов.
Фольклор
Фольклор (от. англ. folk - народ и lore - учение, наука) - совокупность
произведений устного литературного и музыкального народного творчества.
Фортепиано
Фортепиано (от ит. forte-piano - громко-тихо) - общее название клавишного
струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников
- клавесина, чембало, клавикорда, получать звуки различной силы. Широта
звукового диапазона и динамики, выразительность и красочное разнообразие
звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Фортепиано
преимущественно сольным и концертирующим инструментом, а также участником
многих камерно-инструментальных ансамблей.
Фуга
Фуга (ит. и лат. fuga - бег) - одночастное произведение, представляющее
собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.
Хабанера
Хабанера (исп. habanera - букв, гаванская, от Гавана) - испанская народная
песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4.
Хорал
Хорал (от греч. choros) - 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст,
распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод,
основанные на равномерном неторопливом движении аккордами, отличающиеся
возвышенно-созерцательным характером.
Цикл музыкальный
Цикл музыкальный (от греч. kyklos - круг, кругооборот) - совокупность
частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном
порядке. В основе музыкального цикла лежит принцип контраста. Главные
разновидности - сонатно-симфонический Цикл, сюитный Цикл; к числу циклических
принадлежат также формы мессы и реквиема.
Элегия
Элегия (греч. elegia от elegos - жалоба) - пьеса печального, задумчивого
характера.
Комментарии
Отправить комментарий